Есть у меня пирамида составляющих хорошего портретного кадра. В основании лежит огромный блок под названием «Привлекай ты уже на съёмки интересных фотогеничных людей». На нём лежит не менее важный блок «Композиция». На нём «Понимание света». А дальше уже все эти объективы, фильтры, камеры, фотошопы и прочее.

Про красивых людей я пишу много. В том числе и фотографиями. Получаю негатив и изречения из серии «В каждом человеке фотограф должен найти изюминку». Лично я никому ничего не должен и мнения своего не поменяю. За других фотографов отвечать не буду. Интересно на фотографиях выглядят люди с интересной жизнью, а кидают подобные фразы именно те, кого снимать не хотят и не любят по причине их неинтересной жизни. Цинично, согласен, но как есть.

А вот про композицию я ранее никогда не писал.

Ибо сложно было писать про композицию автору снимков с одной и той же композицией :)

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов
#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов
#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Хочу передать спасибо подписчику, который когда-то написал мне в личку: «Тебя не задолбали свои снимки? Это же реально одни и те же фотки с разными головами». Сначала я, конечно же, словил злость. А потом остыл и включил разум. Действительно же задолбало.

Первая осознанная уличная съёмка произошла всего 1.5 года назад с Лизером.

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

После неё я стал плотнее изучать композицию и в нескольких частях я расскажу вам всё, до чего дошёл мой скудный ум.

Композиция. Общее.

Принимать творчество за науку я отказываюсь. Ну не верю я, что алгоритм определенных действий в творчестве неминуемо приведёт к правильному результату. Хотя бы по причине того, что «правильный результат» у всех разный.

Окей, Лёша, но есть же правила композиции?

Есть, но я предпочитаю их называть рекомендациями. Во время проверки домашних заданий на моём курсе часто можно услышать: «Вот композиционно же абсолютно неправильно, но я не хочу ничего исправить, меня очень цепляет здесь всё»

Отсюда можно сделать первый очень важный вывод: изучайте композицию по зацепившим вас референсам, а не по книжкам. Можно собрать в одном снимке и золотое сечение, и правило третей, и линейную перспективу, а снимок останется скучным. А можно пренебречь всеми правилами и создать то, что зацепит всех.

Очень часто я беру из референсов не только какую-то основную идею («О, круто было бы поснимать кого-то в пальто с револьвером), но и композиционную составляющую. Я хочу разложить снимок по крупицам и понять, почему он мне понравился. Перестаньте смотреть на общее, обратите внимание на детали.

Например

Отличный портрет Джуда Лоу. 95% успеха портрета в том, что это Джуд Лоу, свет на снимке простой, но давайте про композицию.

Что сложного? Посадить модель на стул, положить руку на стол, задрать ногу и сфотать.

А если я скажу, что без этого огромного чёрного полотна снимок уже будет не таким великолепным?

Многие не замечают мелких деталей, которые на самом деле играют ключевую роль в снимке.

Что же теперь? Посадить так же модель, повесить картину и повторить?

Нет, но запомнить или нарисовать раскадровку, в которой модель занимает правую нижнюю часть кадра, а нечто массивное с небольшим количеством деталей левую верхнюю.

Скоро я попробую впервые поснимать с проектором и смогу «нарисовать» вместо этого чёрного полотна что угодно. Совершенно никто даже близко не сможет сопоставить этот снимок и мой, но только что я рассказал вам об их непосредственной связи.

Подобные разборы работ очень развивают творческое мышление. Ты начинаешь смотреть на фотографию не просто как на что-то крутое законченное, а крутое из чего-то состоящее.

Я выделил несколько основных правил (рекомендаций), которыми наполнены зацепившие меня снимки. О них я расскажу в нескольких фишках.

Контрасты

Контраст всегда привлекает внимание. Контраст — это вообще основа. Без правильных контрастов снимок превращается в кашу.


#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Показываю свой же снимок и разбираю его.

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Представьте, что ваша фотография — это расписанное татуировками тело. Куда вы поместите новую татуировку? На чистую кожу или набьёте поверх старой? Забить поверх можно, но и старая, и новая читаться будут плохо.

На данном снимке чистая кожа — это небо. Примечание: в большинстве случае чистая кожа на снимке — это всегда небо.

Поглядите, как хорошо читается модель в области голубого овала и как плохо она читается в области красного овала. Идеально, чтобы модель здесь пробежала немного вверх. Такой снимок был, но с крайне неудачной позой, поэтому пришлось выбирать из имеющегося.

Дальше представьте, как плохо бы читались люди слева, если бы они стояли, скажем, на фоне вылезающего дерева.

Заинтриговал? Поехали дальше.

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Фотография слева меня убивает. Вот та нога, которую я отметил красным. Да-да, можете себе представить? Я не могу смотреть без боли на этот недоделанный снимок. Благо нога попала на светлую часть холма, а не левее, я бы тогда вообще с ума сошёл.

Когда я делал снимок справа, он мне не нравился ровно до того момента, как я просто не лёг на землю, чтобы модель летела на фоне неба, а не травы.

Далее Рома Зверь.

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Мне было нужно, чтобы рука, держащая зонт, максимально привлекала с себе внимание (кстати, снимок сделан по референсу) и я поместил её на фон неба. Обидно, что левая часть зонта (наверху) всё-таки превратилась в кашу с деревьями.

Если бы Рома был одет в серую одежду, он бы напрочь слился с фоном. С выбором одежды нам очень повезло.

Я могу долго…

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Здесь модель не пересекается с линиями экраноплана, поэтому читается полностью.

Вот пример неудачного кадра из той серии.

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

«Ооооой, да ладно?! Немного крыло врезалось в голову и сразу фото в брак?»

Что же….)

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Ну про то, что он прыгнул для лучшего контраста вы уже сами поняли. А если я вам скажу, что около 10 минут я заставлял его прыгать, пока не получил кадр, где зонт не перекрывает шляпу? Ключевую роль для идеального кадра здесь сыграла вот та маленькая щёлка между шляпой и зонтом.

Вот этот кадр я положил в брак.

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Разогрелись? Теперь самое интересное.

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Ретушировал я этот снимок минут пять. А рисовал всякие финтифлюшки восемь часов. Давайте по порядку.

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов
#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Понимаете, кто главный на снимке? И я не понимал. Потому что все объекты одинаково контрастировали с фоном (Контраст — разница, разница между белым и чёрном максимальная)

А вот разница между серым и чёрным уже поменьше…

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

А теперь понимаете, кто главный? Вот и я понял.

«А с цветом можно?»

При съёмке в цвете к уже имеющимся правилам добавляется цветовой контраст. Я не силён в цветовых кругах, но понимаю, что тёплое на фоне холодного добавляет снимку контраста.

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Почему все любят светосильные объективы?

Размытие фона зависит от:

  1. Фокусного расстояния объектива
  2. Значения диафрагмы
  3. Расстояния до фокусируемого объекта

От размытого фона кайфуют потому что:

  1. Ну это же просто бляха-муха красивенько)))
  2. Это помогает создать контраст даже если на фоне у вас полная жопа
#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Как создавать контраст на фотографиях?

  1. Изначально ищите менее захламлённый фон
  2. Ставьте модель на фон чего-то монотонного (небо, стены)
  3. Максимально размывайте фон, если нет возможности выполнить первый и второй пункт.

Бесплатные уроки

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Софт-фильтр своими руками

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Как я за 500 рублей заставил людей думать о том, что накручиваю лайки.

Я обещал рассказать, как рекламирую свои новые работы на примере фотографии Рустема из Lumen. Разделю данную статью...
#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Блики в глазах с помощью кривых

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Жирные ответы на Ваши вопросы от человека с тонкой душевной организацией

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

PSD с моей обработкой

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Повышение контраста в Lab

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Великая тайна повышения резкости

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Фотография — это хобби?

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Что побуждает людей делать репосты?

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Зачем нам творчество?

#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Ваша личная фотостудия в любой точке этого грешного мира.

Как использовать внешние вспышки для получения крутых портретов?
#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Объектив за 5000 рублей

Множество работ я снял именно на него.
#1 Композиция: контрасты. Портретный фотограф в Санкт-Петербурге Алексей Корзов

Моя излюбленная схема света

Урок о расстановке источников света в студии, которую я использую в большинстве случаев.